История

Природный камень — символ прочности и долговечности. Натуральный камень не горит и не гниет.

C течением времени камень лишь приобретает особый шарм состаренного веками «вечного» материала. Природный камень завораживает своей неповторимостью, — чем дольше вглядываешься в его сложный, вроде бы хаотичный узор, тем труднее оторваться. В Японии натуральному камню поклоняются как божеству и считают, что постоянное созерцание обыкновенного валуна в саду просветляет человека. Люди использовали натуральный природный камень в быту с незапамятных времен еще в древности.

Сначала появились примитивные поделки из камня, затем каменные орудия труда, оружие. Например, египтяне при постройке своих знаменитых пирамид использовали в качестве основы гранит, а мрамор, для украшения. Великие греческие скульпторы, создавая свои шедевры, применяли мрамор из-за его прочности и удобства обработки. Мраморные скульптуры Афродиты и Аполлона и по сей день радуют глаз ценителей культуры. Прошли века, но натуральный камень вовсе не потерял своей актуальности. С возникновением городов натуральным природным камнем стали мостить улицы, вскоре из него уже возводились дома и храмы. В течение всей истории человечества значение камня, главным образом как строительного материала, было исключительно высоким. Некоторые классические сооружения древних городов, скульптурные произведения Египта, Индии, Вавилона, Армении, Крыма, России сохранились и до нашего времени. Это сооружения монументов в честь исторических событий, памятников выдающимся деятелям науки, искусства, литературы, а главным образом — для отделки двор-цов, храмов и др. зданий. Примером строительного искусства является и Римский Колизей, возведенный из известнякового туфа. Городам Московской Руси было присуще сочетание серовато-белого известняка, из которого возводили церкви, монастыри, крепостные стены и боярские хоромы. В XIV в. деревянные стены Московского Кремля были заменены каменными, сложенными из тучковского и тячковского известняков, а Москва получила наименование «белокаменной». Париж и Лондон обязаны светло-серым цветом своих зданий местным известнякам, а Генуя — залегающему недалеко от нее голубовато-белому мраморизированному известняку. Начиная с XVIII века начали «одевать» в гранит г. Санкт- Петербург и сейчас это памятник каменного зодчества. Важность и необходимость применения природных камней для строительства наглядно доказали такие архитекторы как А.Н. Воронихин, М.Ф. Казаков, К.Н. Растрелли, Джакомо Кваренги, А.А. Монферран и др., оставившие шедевры своего творчества в г. Петербурге. Для того чтобы поддерживать каменное зодчество и начать подобное долговечное строительство в других городах России необходимо было активно развивать как камнедобывающую, так и камнеобрабатывающую отрасли, расширять сырьевую базу — выявлять новые месторождения природных камней и увеличивать их ас-сортимент. Поиски декоративного камня начались на Урале, в Западной Сибири, на Алтае и в Карелии. Первая экспедиция «по розыскам мраморов и специальных каменьев на Урале» состоялась в 1765 г. В 1725 г. была создана первая в России Петербургская гранильная фабрика, в 1774 г. — Екатеринбургская гранильная, а затем Колыванская (Алтай) шлифовальная фабрики. Изделия этих предприятий использовались не только внутри страны, но и частично вывозились заграницу. В Петербурге в (XVIII…XIX) в.в. с применением природного декоративного камня, в основном, карельских месторождений были построены многие здания и сооружения, вошедшие в историю мировой архитектуры — Зимний дворец, Исаакиевский и Казанский соборы, здание Этнографического музея, Инженерный замок, Александровская колонна, набережные Невы и др. В первой половине XIX в. появляется Симферопольская шлифовальная фабрика.

Но, несмотря на обширные запасы природных камней и довольно высокий уровень камнерезного искусства в России, промышленность по добыче и обработке природных камней развивалась медленно и поэтому объемы производства не обеспечивали в полной мере потребности строительства. Вследствие этого, приходилось ввозить в Россию и сырье, и продукцию из-за границы, так как там они были дешевле за счет применения на зарубежных предприятиях механизированных способов добычи и обработки камня. С 1861 г. камнеобрабатывающая промышленность в России начала угасать. К началу XX в. в России насчитывалось около 60 мелких каменоломен и 14 обрабатывающих предприятий, имеющих годовую производительность около 11 тыс. м³ блоков и 60 тыс. м² облицовочных материалов в виде цокольных плит, ступеней, карнизов, парапетов и т. п. На операциях по обработке камня преобладал тяжелый ручной труд с использованием малопроизводительных примитивных механизмов (иногда только применялись механизированные камнеобрабатывающие станки импортного производства). В результате трудоемкость операций по обработке камня была очень высокой. Удельная трудоемкость распиловки гранита (в перерасчете на 1 м² пиленой плиты) в (60…100) раз превышала трудоемкость этой же операции, на современных распиловочных станках. Развитие транспорта, машиностроения и других смежных отраслей промышленности способствовали интенсивному развитию промышленности по добыче и обработке природного камня. И природные камни начинают широко применяться в нашей стране для строительства современных монументальных сооружений, к которым можно отнести Мавзолей, Кремлевский дворец съездов, Государственную картинную галерею, старое здание Библиотеки им. В.И. Ленина, дом Дружбы народов, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Памятник героическим защитникам Ленинграда, Ленинский Мемориал в Ульяновске. Природный камень по-прежнему находят широкое применение в различных областях жизни современного человека. Потребность в изделиях из природного камня неуклонно растет, значительно опережая уровень их выпуска. Крупным потребителем облицовочного камня является до сих пор метрострой: ежегодно в разных городах России расходуется свыше 700 тыс. м² различных декоративных отделочных плит из природного камня. Природный камень нашел широкое применение в строительстве и промышленных объектов. В начале XX в. в г. Петербурге на Петергофском участке в Михайловском пер. в д. 4 находились кустарные мастерские по изготовлению гранитных памятников. И по архивной справке Центрального государственного исторического архива г. Ленинграда № 859 от 22.11.90 г. значится: В свидетельстве, выданном С.Петербургским губернатором 27 апреля 1912 г. потомственному почетному гражданину Андрею Ефимовичу Преловскому значится, что ему разрешается открытие мастерской для распиловки мрамора по Михайловскому пер., 4, Петергофского участка. Мастерская располагалась в одноэтажном железобетонном здании, крытом железом. В ней работало 6 человек, имелся один нефтяной двигатель на 50 лошадиных сил и установлено два распиловочных станка. Производство заключалось в распиловке мраморных камней (глыб) на доски и плиты. Перед революцией в мастерской было установлено четыре маломощных станка, работающих от общей трансмиссии, два фрезерных и четыре полировочных станков для выпуска мраморных досок. В мастерской производилась распиловка талько-хлорида, плиты из которого, шли на изготовление подов печей хлебобулочных мастерских и заводов. После революции мастерская вошла в систему треста «Карелгранит» и, начи-ная с 1922 г. на заводе был построен новый распиловочный цех, где установили 7 распиловочных станков. Завод участвовал в изготовлении деталей для мавзолея В.И. Ленина. Бывший в то время директор завода А.П. Колесов был назначен производителем работ по облицовке мавзолея. С (1927…1928) г. г. — мраморный завод входит в состав треста «Русские само-цветы». С 1929 г. — мраморно-распиловочный завод входил в состав треста «Мине-ральное сырье». С 1940 г. — талько-мраморный завод им. П.А. Колесова — первого директора. Во время войны с финнами завод работу не прекращал, выпускал свою обыч-ную продукцию. Во время отечественной войны (1941…1945) г.г. завод не работал и был почти полностью разрушен, что связано с соседством с ж/д станцией Балтийская, кото-рую постоянно обстреливали фашисты. В 1945 г. на территории завода началось строительство гипсового завода, в состав которого был включен и талько-мраморный завод. Новый завод входил в состав Главгипса МПСМ СССР. В 1947 г. был восстановлен мраморный завод и, произошло разделение на «Завод гипса и гипсовых деталей» и «Мраморно-распиловочный завод им. П.А. Колесова». В 1959 г. заводы были объединены и, был образован «Завод гипсовых и мра-морных изделий» в составе «Главленстройматериалы». Мраморно-распиловочный завод выпускал мраморные облицовочные плиты, максимальный выпуск которых к 1963 г. составил — 82000 м². С 1960 г. начинается выпуск гранитных изделий. В 1977 г. «Мраморно-распиловочный завод» был объединен с «Камнеобрабатывающим заводом» (Октябрьская набережная, д. 12) в единый Ленинградский «Комбинат облицовочных и строительных материалов». В 1989 г. на территории «Камнеобрабатывающего завода» (Октябрьская набережная, д. 12) был образован кооператив «Возрождение». В 1993 г. «Комбинат облицовочных и строительных материалов» зарегистрирован как АООТ «Комбинат облицовочных и строительных материалов». В конце 90-х годов присоединяется ООО «КЗ «Кузнечное», который находится в Ленинградской области и в 2001 г. регистрируется ООО «КЗ «Возрождение — 2». Одним из основных направлений деятельности Производственного Объединения является изготовление изделий из природного камня для реконструкции и благоустройства интерьеров городов, а именно: облицовка мостов, набережных, городских площадей, парков, а также участвует в крупных реставрационных проектах. Производственное Объединение опирается на собственные сырьевую и производственную базы. Сырьевую базу составляют 14 карьеров, а производственную базу — 4 камнеобрабатывающих завода. Техническое оснащение — это современное высокопроизводительное оборудование ведущих фирм с применением новейших технологий. Благодаря такому комплексному подходу к производству, обусловлена достаточно невысокая себестоимость продукции при качестве, соответствующему европейским стандартам, что по-зволяет продавать ее не только на российском рынке. Возможность сочетать различные способы обработки, позволяет увеличивать ассортимент выпускаемой продукции, что естественно расширяет рынок сбыта. В начале 2005 г., для координации продаж изделий из натурального камня, производимой камнеобрабатывающими заводами, образовалась структура ООО «Возрождение Торговый Дом». В 2009 г. в рамках ООО «Возрождение ТД» организовывается цех по производству сложных архитектурных изделий с оборудованием, работающим по самым передовым технологиям, что дало возможность увеличить ассортимент производимой продукции. В конце 2011 г. ООО «Возрождение ТД» становится ООО «Управляющей Компанией «Возрождение ТД» и начинает осуществлять руководство всем камнеобрабатывающим производством. На сегодняшний день, — эта одна из не многих в России Компаний, объеди-нивших большое количество специалистов по камнеобработке.